Основные мифы об экзамене PMP

Ivan Selihovkin
8 min readApr 30, 2020

МИФ ПЕРВЫЙ

Говорят для регистрации на экзамен нужны PDU.

Почему миф: для регистрации на экзамен нужны “контактные часы обучения” (contact hours). Именно так написано в официальном руководстве по регистрации на экзамен — PMP Handbook (ссылка может перестать работать со временем, если что — ищите ее в ручную на pmi.org).

В том же руководстве пояснено, что контактные часы могут начислять аккредитованные и неаккредитованные учебные центры, тренеры, консультанты и курсы дистанционного обучения.

Так PDU не нужны?

PDU нужны для другого. Это по-определению “professional development units”, т.е. “юниты профессионального развития. Их придумали для продления звания.

Логика тут такова: пока вы не project management professional (PMP) — вы в терминологии PMI “не профессионал” (и вам нечего развивать). Когда же получите сертификат — PMI будет каждые три года решать “не отозвать ли у вас звание”. Для этого требуется убедить Институт в том, что три прошедших года не ушли впустую и ваши профессиональные навыки получили развитие. Для этого и нужны PDU.

Их можно зачислить за практически любые курсы, конференции, за написание статей и книг, публичные выступления, волонтерские активности и так далее. Немного можно получить за работу по специальности. Опять же, сделать это может кто угодно (конференция, курс, статья не должны быть никак специально аккредитованы). О продлении звания мы говорим отдельно, это тема большой статьи или видео-инструкции.

PDU не требуются для регистрации на экзамен, они нужны профессионалам, уже получившим звание чтобы продлевать его.

PDU можно конвертировать в “часы обучения” (именно конвертировать) и зачесть для регистрации на экзамен. Т.е. если вы набрали PDU — они не пропадут.

Одно “но” — конвертировать можно только те PDU которые набраны во время учебы (“конференционные” и прочие PDU для регистрации на экзамен не годятся).

МИФ ВТОРОЙ

Говорят, что существуют официальные провайдеры и только они могут готовить к экзамену.

Почему миф: это очень распространенный слух, распущенный именно на постсоветском пространстве.

Действительно, существует программа аккредитации провайдеров обучения. Она является сугубо добровольной и не дает никаких серьезных преимуществ. Для включения в программу достаточно оплачивать ежегодную пошлину и заручиться рекомендацией одного коллеги (коллегу можно выбрать самостоятельно) о том что ваш курс на его взгляд соответствует PMI-подходам (я сам дважды давал такие рекомендации курсам — был как раз приглашенным экспертом).

В англоязычном мире (в первую очередь США, Канада), программа аккредитации означает еще и допуск к тендерам и коммерческим предложениям крупных заказчиков. В России, например, этот “бонус” не работает и зарегистрированные провайдеры, зачастую, пытаются как-то иначе монетизировать свой статус. В том числе распространяют слух о своей “избранности” и привилегированности. Тут полезно не верить на слово, а посмотреть в уже упомянутый PMP Handbook, чтобы убедиться — никаких преимуществ в подготовке к экзамену у зарегистрированных провайдеров нет, а ограничений на допуск к экзамену выпускникам любых тренингов не существует в природе.

Стоит также отметить, что летом 2020 года (если сроки не будут перенесены) требования ужесточаются и в частности аккредитованные провайдеры не смогут иметь собственных обучающих продуктов онлайн. Так что вероятно все, кто захочет обучаться студентов при помощи готовых онлайн-курсов через интернет предпочтут отказаться от официального статуса и продолжить работу в “незарегистрированном” качестве. И этого им никто не запретит.

МИФ ТРЕТИЙ

Говорят, что тренеры могут сами принимать экзамены (например, PMP)

Это даже не миф, а просто заблуждение.

В PMI тренеры жестко отделены от приема экзамена.

Экзамены принимает единственная (всемирная) сеть. Раньше это были Prometric-центры. Сейчас приемом экзаменов занимается Pearson VUE (договор с прометрик был разорван).

Собственно сдача экзамена напоминает сдачу ЕГЭ. Как бы и где бы вы ни учились (у себя на работе, онлайн или в аккредитованном центре) — сдавать пойдете в специальный центр. Вопросы и ваши ответы обрабатываются компьютером в полной тишине. Результаты приходят мгновенно, после обработки на серверах сети Pearson.

Словом, у какого инструктора не занимайся — а “сдавать на права” идешь к незнакомому инспектору ГИБДД (остальные ассоциации с отечественным ГИБДД в случае с Pearson неуместны), Весь экзамен снимается на видео, за сдающими — постоянно наблюдают сотрудники центра. О тестировании в самых общих чертах можно почитать и в PMP Handbook и на сайте Pearson VUE.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ

Говорят на экзамене нужно набрать 67% правильных ответов чтобы успешно сдать.

Почему миф: это было правдой когда-то давно. Порядка 10 лет назад или около того.

Эвристика

PMI давно перешел к эвристическому методу подсчета “правильных” ответов. Это значит что если вам попалась подборка “простых” вопросов — то для успешной сдачи нужно правильно ответить больше чем на 2/3 из них. И наоборот, если вопросы оказались “сложными” — для успешной сдачи нужно меньше 2/3 (вам же было сложнее чем среднему студенту).

Делов в том, что вопросы экзамена “дергаются” из большой выборки (размер ее скрывается, но ориентировочно это около 10.000 разных вопросов, на экзамене из них вы получите 200 случайных).

Откуда экзаменационная система знает какие вопросы “сложные” а какие “простые”? Вот тут и подключается эвристика. Экзаменационная система опирается на накопленную статистику сдачи вводит поправки. Поэтому никакого утвержденного “процента” правильных ответов не существует. Он меняется от студента к студенту.

МИФ ПЯТЫЙ

К экзамену можно готовиться по PMBoK.

Почему миф: экзамен не основан на PMBoK. Во всяком случае сдача экзамена — проверка не того как хорошо вы выучили свод знаний, а ваших навыков решать ситуационные задачи.

Нет смысла присваивать звание профессионала менеджеру, который зазубрил единственную книжку. Это было бы проверкой памяти, но вовсе не умения управлять.Подобная сертификация никогда не стала бы популярной.

PMBoK — это не учебник управления проектами. Скорее — справочник. Пользоваться им для изучения проектного менеджмента примерно так же удобно, как орфографическим словарем в изучении иностранного языка. Когда язык уже освоен — со словарем удобно сверяться. Но пытаться научиться общению, опираясь лишь на словарь — очевидно плохая идея.

Экзаменационные вопросы — в основном кейсы. Из 200 вопросов, скорее всего лишь 5–6 (т.е. около 3%) будет на знание терминов или “входов-выходов” в процессы. А львиная доля — кейсы, имитирующие реальную менеджерскую жизнь. Например, так:

“Вы — руководитель проекта по внедрению крупной электронной системы. Один из ваших ключевых сотрудников начал проваливать дедлайны, качество работ также стало страдать. Этот человек участвовал в планировании, в регулировке настроек освоенного объема, и разработке системы поощрений на проекте. Вы уверены, что сотрудник хорошо осведомлен о дедлайнах и требуемом качестве согласно спецификациям. Что вы предпримете:

  • Сообщите о проблеме сотрудника отдела по работе с персоналом для корректирующего воздействия
  • Эскалируете ситуацию до функционального руководителя этого сотрудника и попросите помощи
  • Обсудите проблему сотрудника на следующем совещании команды и попробуете установить что влияет на производительность
  • Переназначите часть работ на других членов команды, пока производительность не нормализуется”

Поможет ли “справочник-PMBoK” в решении таких вопросов? Даже если вы выучите его наизусть? А ведь таких вопросов большинство.

Для подготовки к экзамену лучше подойдет хороший учебник или тренинг (чем лучше объяснения, тем меньше придется зазубривать из того же PMBoK, в лучших случаях заучить придется лишь отдельные термины и формулы, а остальное отложится за счет понимания как устроено управление проектами). Еще важна отработка навыков на хороших симуляторах.

МИФ ШЕСТОЙ

Экзамен слабо меняется со временем, потому можно готовиться к нему по старым руководствам и симуляторам. А в сети существует множество бесплатных русскоязычных симуляторов

Почему миф: экзамен трансформируется примерно каждую пару лет, т.е. (гораздо быстрее чем выходят новые версии PMBoK, и сила изменений нарастает с каждой версией). Потому без переделки руководства быстро устаревают. Особенно это касается симуляторов.

Как мы уже разбирали в пятом мифе — экзамен не основан на PMBoK. По крайней мере не дословно. Зазубрить руководство никогда не было достаточным условием для сдачи экзамена.

На официальных ресурсах PMI подчеркивается — читайте дополнительную литературу, изучайте множество книг. Иначе сдать будет трудно.

Для того чтобы экзамен изменился институту не нужно переписывать PMBoK. Он просто вносит изменения в вопросы. Потому курс, который был основан на нужной версии PMBoK все равно может устареть. Так, в 2020 году анонсированы (и временно отложены из-за пандемии) масштабные изменения в экзамен — добавят очень много agile. А свод знаний по управлению проектами — пока без изменений.

Любой тренер, готовящий вас к экзамену должен очень тщательно отслеживать такие изменения. Вникать во все пояснения и инструкции от PMI и переделывать свои тренинги и продукты. Особенно это касается симуляторов экзамена. Скажем о них пару слов.

Реальные вопросы экзамена хранится в большой тайне. Их запрещено раскрывать и передавать. При этом в интернет распространен такой жанр как braindump. Когда выпускники экзамена пытаются вспомнить 2–3 вопроса и, не нарушая авторских прав и ограничений записать их, исказив настолько чтобы суть и “подковырка” сохранилась, а текст вопроса по-возможности изменился и ничьи права оказались не нарушены.

Собирать такие вопросы, придумывать реалистичные аналоги — большой труд. Корректировать их под изменяющиеся требования экзамена труд еще больший. Порой, себестоимость хорошего симулятора равна или больше себестоимости разработки курса. Так что эта задача под силу далеко не всем коммерческим компаниям, зарабатывающим на продаже тренингов.

Потому на рынке очень много низкокачественных симуляторов (на русском и английском языке). Их отличительные признаки: преобладание вопросов на знание входов-выходов. Причина — такие вопросы проще всего придумывать. Открываешь PMBoK и перефразируешь его тезисы в вопросы. Например “что из перечисленного не является входом в процесс идентифицировать риски…” или “какой из документов является выходом процесса управлять качеством проекта…” и т.п. Беда в том что такие вопросы практически не готовят вас к экзамену. Они подталкивают к ненужному зазубриванию и потом внушают ложное чувство самоуспокоенности (мол, вот, я много баллов набираю), которое может смениться разочарованием в центре тестирования.

Классический очень плохой вопрос может выглядеть так:

“Какое из утверждений относительно понятия Оценка ресурсов операций является верным?

  1. Оценка ресурсов операций относится к управлению стоимостью проекта.
  2. Оценка ресурсов операций — процесс стоимостной оценки человеческих ресурсов, оборудования, типа и количества материалов, требуемых для выполнения каждой операции.
  3. Оценка ресурсов операций — процесс суммарной оценки человеческих ресурсов, оборудования, типа и количества материалов, требуемых для выполнения всех операций проекта.
  4. Оценка ресурсов операций относится к управлению сроками проекта.

Вариант D является правильным утверждением. Остальные ответы неверно описывают понятие Оценка ресурсов операций.”

Этот вопрос в 2020 годы прислали мне коллеги, проходя один из симуляторов. Я не являюсь автором вопроса и не указываю реального автора, чтобы не подрывать его репутацию. Но по его просьбе готов это сделать.

Этот вопрос плох по двум причинам. Он из самой простой для придумывания категории (на входы-выходы, а таких вопросов мало в реальном экзамене). А главное — и вопрос, и ответ содержат ошибку. В обновленной версии PMBoK область знаний “оценка сроков” переписали (и, кстати, переименовали и такой области знаний в PMBoK тоже больше нет), а еще важнее то, что состав процессов изменился и теперь среди ответов просто нет верного варианта.

Если вы уже хорошо освоили изучение PMI подхода, то без труда увидите и в вопросе и в ответе ошибки. Если же проблема не очевидна — рекомендую подналечь на изучение PMI-подхода в рамках хорошего курса.

Увы, такие ошибки, некачественные симуляторы — многочисленны. А “не наметанным глазом” трудно с ходу оценить с насколько качественным продуктом имеешь дело.

Итого

Что очень важно понимать про подготовку и допуск к экзамену:

  • “Голого” PMBoK в подготовке недостаточно. Важно подобрать хороший курс с выдержанным балансом разъяснений, практических примеров, качественным симулятором внутри
  • Важно набрать нужное количество часов обучения и подтвердить его письмом от тренера или сертификатом (PDU не нужны, но принимаются если набраны на тренинге)
  • Где бы вы ни учились — все сдают в сети центров Pearson VUE (т.е. одном и том же месте “заведении”, полностью отделенном от тренеров) и ваша задача ответить на максимальное число вопросов (ибо никакого фиксированного % правильных ответов не существует и вы никогда не можете быть уверены, насколько сложные вопросы вам попались). Чем лучше было построено ваше обучение,
  • Не надейтесь слишком на бесплатные продукты. Поддержание материалов в актуальном состоянии требует постоянной “включенности”, отслеживания изменений и систематической переработки. А разработка симулятора требует огромного количества сил, так что вероятность найти хороший бесплатный симулятор не выше чем найти полноценный бесплатный тренинг для экзамена PMP.

Выбирайте курс и тренера, которому вы доверяете.

Дисклеймер.

Я Иван Селиховкин, PMP с 2010 года, со-основатель Петербургского Отделения PMI и вице-президент СПб PMI с 2012 по 2019.

Будучи волонтером чаптера курировал направления по обучению и занимался взаимодействием с R.E.P. support service. В процессе сталкивался с укоренившимися в сознании “мифов” об экзамене PMP (часть из них характерна только для русскоязычного пространства).

Первая часть — статья (“Что такое PMI и экзамен PMP?”)

Треть часть — статья “Как зарегистрироваться и попасть на экзамен PMP”

--

--